РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ИХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования читательского интереса младших школьников
1.1. Интерес и способности младших школьников как объект социально - педагогического исследования
1.2. Особенности воспитания и социального развития младших школьников в современных условиях
1.3.Возрастные особенности младших школьников
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное исследование развития читательского интереса младших школьников
2.1. Диагностика роли библиотеки в развитии читательского интереса младших школьников
2.2. Методика по развитию читательского интереса младших школьников
2.3. Результаты экспериментального исследования
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Научить ребенка любить литературу, научить сложному искусству чтения и понимания книги (именно искусству) очень трудно. С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способность ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображение события, стремиться пережить их.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга рассказывает человеческие, духовные ценности.
Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного богатства – нечто другое.
Наше время требует повышенного внимания к воспитанию читателей, вникающих не только в содержание читаемого, но и в его форму. Очень важно начинать формирование читательского таланта еще в младшем школьном возрасте.
В детской библиотеке формируется отношение к чтению, вкусы и интересы читателя. От качества работы детской библиотеки зависит формирование личности человека [61].
Данная тема по своей актуальности дает возможность наиболее объемно и комплексно взглянуть на сегодняшнюю ситуацию с чтением, выявить ее болевые точки.
«Человек читающий» стал в России объектом пристального внимания как исследователей-гуманитариев самых разных направлений – социологов, политологов, культурологов, психологов, литературоведов, книговедов, так и широкого круга специалистов – библиотечных и книготорговых работников, учителей и других деятелей социокультурной сферы. Становится все более очевидным, что для традиционно читающей «литературоцентристской» России вовсе не безразлично, как складываются отношения общества и книги сегодня, и какими они будут завтра. Уступая, на первый взгляд, место электронным средствам информации, книга обретает все большую значимость в сохранении традиционного ядра национальной культуры, стабилизации российского культурного пространства[43].
Мысль об основополагающей важности культуры в деле возрождения современной России убедительно прозвучало весной 2005 г. в Государственной Думе на парламентских слушаниях «Культура против терроризма». Как отметил на форуме представитель Комитета Государственной Думы по культуре И.Д.Кобзон, «всем нам очень важно осознавать, что культура сегодня – главный, если не единственный спасательный круг, животворное начало возрождения России, в том числе ее экономической мощи, державного величия. Сегодня крайне важно проявить политическую волю и положить реальное начало довольно длительному процессу вознесения культуры на пьедестал высшей ценности. Ведь именно культура, по нашему глубокому убеждению, должна сыграть решающую роль в сплочении грядущего общества, в мобилизации духовно-творческого потенциала народа на борьбу со всем тем, что мешает возрождению России» [66].
В современной ситуации анализ поблеем, связанных с читателем и чтением, приобретет особенно глубокий смысл. При этом нельзя не учитывать первостепенной значимости его региональной составляющей. Ведь Россия – это не столицы и несколько крупных мегаполисов, а, прежде всего, - огромная провинция, гарант преемственности национально-культурных традиций, а также укоренения в обществе новых геополитических и социокультурных реалий.
Работники библиотек задумываются о значимости своей профессии, обновлении и расширении функций библиотеки в новых условиях, в соответствии современных служителей «храма книги и знании» требованиям времени. Библиотеки все отчетливее сознают значимость своей миссии, связанной с приближением книги к людям, читающим меньше и меньше, созданием привлекательного образа и самой библиотеки, и чтение – важнейшего компонента духовной жизни людей.
Конечно, далеко не все в решении этой культурно-созидательной задачи зависит от самой библиотеки и ее сотрудников. Без заинтересованного внимания к вопросам культуры и финансовой поддержки библиотек со стороны государства здесь не обойдется. Но нельзя не отметить исключительную важность повседневных, кропотливых, творческих усилий библиотечных тружеников [50].
Исходя из актуальности для практики библиотек с учениками начальных классов, нами сформулирована тема дипломной работы: «Развитие читательского интереса младших школьников как способ их социального развития».
Цель исследования: в условиях деятельности детской библиотеки выявить условия эффективности методики по развитию читательского интереса.
Объект исследования: развитие интересов и способностей младших школьников в процессе их воспитания.
Предмет исследования: роль библиотеки в стимулировании читательских интересов младших школьников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Изучить пути развития читательского интереса младших школьников;
3.Осуществить диагностику роли библиотеки в развитии читательского интереса младших школьников;
4.Реализовать методики по развитию читательского интереса младших школьников.
Теоретическую базу исследования составили работы: И.В.Волчкова, С.В.Соболевой, Г.О.Гинзбург, Н.К.Сафоновой, Л.Н.Харьюзовой, Е.Ю.Фесик, К.В.Троицкого, Е.Н.Корсунского, Л.Г.Анекста, О.О.Кабачек.
Практическая база исследования: опытно-экспериментальная работа была проведена в 2006-2007 учебном году, в библиотеке МОУ СОШ №105 города Купино Новосибирской области с группой из 20-и школьников 1-4-х классов, в возрасте 8 – 11 лет.
При исследовании выдвинутой проблемы мы исходили из следующей гипотезы: стимулирование читательского интереса младших школьников для их социального развития будет эффективным, если периодически и систематично осуществлять диагностику читательского интереса, обновлять конкретные пути и формы работы с читателем, согласно времени и обстоятельствам.
Методической основой дипломной работы явились теоретические исследования в области работы библиотеки, касающиеся проблемы развития читательского интереса.
На разных этапах работы над выпускной квалификационной работой использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы библиотекарей;
- тестирование младших школьников;
- анкетирование пользователей библиотек;
- опросы читателей библиотек;
- наблюдение;
- беседа;
- статистический анализ читательских предпочтений;
- создание собирательного социального портрета читателя библиотеки школы, на базе которой проведены исследования.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: в ежедневной работе с читателями младшего школьного возраста; в выступлениях на семинарах библиотекарей района; в проведении открытого мероприятия с младшими школьниками для библиотекарей города и района.
Исследование осуществлялось в3 этапа:
1.Теоретический (март 2007г.) – наблюдение, анкетирование, тестирование, ведение, оформление дневника социального педагога, знакомство и изучение документации.
2.Исследовательский (апрель, май 2007г.) –работа над развитием читательского интереса у группы учеников начальных классов, проведение мероприятий на решение выявленных проблем.
3.Обобщающий (июнь 2007г.) анализ результатов исследовательской работы, оформление их в дипломную работу.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе: «Теоретические основы исследования читательского интереса младших школьников» выделены теоретические аспекты взаимодействия библиотеки с младшими школьниками для развития читательского интереса, проанализировано понятие «интереса», его функции, охарактеризованы возрастные особенности младших школьников.
Во второй главе: «Опытно-экспериментальное исследование развития читательского интереса младших школьников» рассмотрена реализация развития читательского интереса младших школьников.
В заключении сделаны обобщения и выводы.
год сдачи 2008
объем 80стр
код ПН-005
цена 700 руб.